Липецк, Юношеская, 43

+7 (900) 596-15-55

+7 (920) 248-48-48

В попытке спасти природу

 

Аббревиатура EGR расшифровывается как Exhaust Gas Recirculatiоn («рециркуляция отработанных газов»). Эту задачу в системе впрыска топлива выполняет клапан ЕГР, задача которого – перенаправить часть выхлопа обратно в камеру сгорания. Конечно, такой прием не способствует увеличению мощности двигателя, зато экономит расход топлива и, как уже отмечено, снижает вредность от продуктов переработки бензина (солярки в дизельном варианте).

 

Но вот беда: рециркуляция отработки приводит к усиленному загрязнению элементов системы впрыска топлива, так как вместе с вредоносным окислом азота при вторичном использовании газов в патрубки, клапаны, датчики попадает значительное количество полностью сгоревших веществ. Они откладываются в узлах в виде сажи и копоти, нагара, чем со временем значительно ухудшают нормальную работу двигателя.

 

Конструкторы пытались минимизировать проблему, задавая работе клапана EGR ограниченные параметры: отключение на холостом ходу или, наоборот, при максимальных оборотах, а также непрогретом двигателе. За какие-то 15 лет ЕГР прошел эволюцию от пневматических систем до самых современных, цифровых, контролируемых «мозгом машины», электронным блоком управления (ЭБУ). Последние модели снабжены многоуровневыми режимами рециркуляции, обеспечивающими равномерную подачу газов. Некоторые системы предусматривают наличие автономного охлаждение вторичного газопотока. В целом же многие отзывы автовладельцев в отношении клапана EGR нелицеприятны. Самый категоричный: «Это для двигателя, как для человека – собственное г… кушать».

 

Слишком часто ломается

 

В данном случае согласиться с утверждением Льва Толстого «чем сложнее, тем прекраснее» можно с большой натяжкой. Понятно, что великий писатель имел в виду произведения природы. А вот в отношении такого рукотворного произведения как клапан EGR в автомобиле, призванный защищать эту самую природу, постулат не уместен. Все-таки сложное устройство довольно капризно и часто служит причиной сбоев в работе двигателя.

 

Симптомы неисправности проявляются в виде несанкционированного прекращения его работы (часто на ходу, при сбрасывании газа), «троением», плавающими оборотами на холостом ходу, рывками при нажатии на педаль акселератора. Бывает, что на панели приборов срабатывает желтая лампа «чек-контроля». Погасить ее можно принудительно, перепрограммировав соответствующую настойку в ЭБУ, но проблемы это не решит. Клапан ЕГР продолжит впускать в цилиндры некачественную смесь. Она или слишком обедненная из-за присутствия избыточного воздуха или газов вторичного потока, а, может, наоборот, перенасыщенная топливом по причине сбоя в работе расходомера воздуха.

 

Сама проблема чаще всего скрывается в нарушении цикла, вызванного механическими неисправностями. Как уже говорилось, прежде всего загрязнением системы. Но, возможно, причина кроется в разгерметизации контура. «Течь» может образоваться в подводных патрубках к клапану EGR, в соединениях самого клапана, в преобразователе давления и еще в десятке других узлов и сочленений.

 

Попытка починить

 

Для ликвидации последствий некорректной работы клапана ЕГР есть два пути: ремонт или перекрытие самого клапана как источника проблем. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Но о них ниже. Сначала следует найти этот самый клапан.

 

В разных марках автомобилей он расположен по-своему. Главная примета: EGR в любом случае находится в районе соединения впускного коллектора с узлом впрыска топлива. Первое действие – визуально проверить на герметичность подводные патрубки и магистрали. Если обнаружатся трещины, протечки в соединениях – заменить. Сам клапан необходимо продуть, чтобы убедиться в отсутствии травления воздуха. Затем следует подсоединить питание клапана ЕГР напрямую от аккумулятора и убедиться, что в активном состоянии воздух беспрепятственно проходит.

 

В случае обнаружения сильного нагара можно попробовать от него избавиться. Чистке прежде всего подвергаются фильтр, канал впускного коллектора, а также внутренности клапана, который после демонтажа отдельно замачивается в жидкости для промывки карбюратора (можно использовать «вэдэшку»). Пока деталь «отходит» в ванночке, с помощью пенного очистителя обрабатывается внутренность коллектора. Процедура повторяется несколько раз, пока поверхность не обретет признаки новой детали.

 

Далее следует весьма трудоемкая процедура: разборка «отмокшего» EGR на составные части и притирка клапана к «седлу» при помощи специальных составов или пасты ГОИ. Качество притирки проверяется пробным тестированием керосином, который наливается в приемную полость и не должен обнаруживать своего присутствия с обратной стороны клапана как минимум в течение получаса.

 

Глушим без стеснения

 

Более простой способ избавиться от проблем с клапаном ЕГР – заглушить его. Некоторые автопроизводители даже выпускают «фирменные» металлические заглушки, перекрывающие доступ вторичных газов к системе впрыска топлива. Устанавливаются они на штатное место под прокладкой соединения клапана с коллектором и полностью перекрывают проникновение отработанного выхлопа в камеру сгорания. Соответственно, в «мозги», ЭБУ, вносятся поправки, чтобы информация на бортовом компьютере отражалась корректно, как будто ничего не поменялось.

 

Такое конструктивное вмешательство в систему впрыска топлива, конечно, чревато побочными эффектами. Самый нежелательный – повышение температуры возгорания смеси в цилиндрах, что может привести к деформации головки блока. Поэтому за температурными показателями на доске приборов следует следить особо пристально.

 

Заглушка клапана EGR сокращает срок службы катализатора. Кроме того, скорее всего увеличится расход топлива, правда, некритично. Ну и основное, ради чего автомобили оборудуются этой довольно сложной системой, - увеличение вредных примесей, выбрасываемых в атмосферу из выхлопной трубы.

 

Но есть и плюсы блокирования ЕГР: коллектор остается чистым в течение многих лет эксплуатации автомобиля; повышается «приемистость» двигателя, динамика при разгоне; увеличивается период между заменами моторного масла.

 

Словом, между личным комфортом и требованиями партии «зеленых» выбор остается за владельцем автомобиля. 

Источник: https://etlib.ru/blog/521-klapan-egr

наши контакты

  • Липецк, Юношеская, 43

  • +7 (900) 596-15-55

  • multi-diesel@mail.ru

свяжитесь с нами

© "МультиДизель" - ремонт европейских дизельных автомобилей : г. Липецк, 2015 год
НАВЕРХ